Ежедневные чтения для роста и развития в кендо

Рубрика: статьи
1

Автор: Дэниел Зут, перевод Алексея Зурбанова

Оригинал статьи: Daily Readings for Kendo Growth and Development

«Мотомереба мугендай» (求めれば無限大) – моя любимая книга. Небольшая, легкая по чтению, она состоит из 100 коротких эссе на темы тренировок кендо и лидерства. Кроме незамысловатого, прямого выбора слов и структуры предложений, мне нравится в ней способ разделения книги на части по темам эссе. Первые две части посвящены техническому и духовному развитию. Третья часть сфокусирована на советах инструктору. Последняя часть для родителей, как для тех, чьи дети уже занимаются кендо, так и тех, кто только раздумывает об этом.

Некоторые советы имеют яркий японоцентристский характер (к примеру, автор утверждает, что люди с крашеными волосами не должны занимать руководящие должности). Но всем, кто занимается кендо, книга будет интересна. Я перечитываю одну-две страницы каждые несколько дней. Она интересна мне, потому что мне приходится решать проблемы как ученику, и как младшему инструктору, и, надеюсь, в ближайшем будущем и родителю ребенка, занимающегося кендо. Мне кажется, перевода книги еще нет, и я включил в статью перевод моих любимых отрывков.

Из части 1, называющейся «Начало результативных занятий кендо»
Эссе 5: Хочешь стать сильным – имей двух соперников

Подход человека к кейко сильно зависит от наличия у него соперника. Как частность, это может быть человек, которому ты не хочешь проигрывать. Если соперник занимается в твоем додзё и всегда на виду, то ты не расслабляешься. Когда твой соперник занимается в другом додзё, и ты не видишь его прогресс, ты не расслабляешься, так как обеспокоен тем, что он может заниматься усерднее тебя. Поэтому есть смысл иметь конкурентов и внутри и вне своего додзё.

Из части 2: «Может быть, ты занимаешься неправильно?»
Эссе 28: Ты должен всегда заниматься, как будто учитель смотрит на тебя

Как-то мне надо было провести демонстрационный матч (мохангейко -模範稽古) перед всеми. На мой взгляд, я проделал отличную работу. Люди говорили мне, что это выглядело восхитительно. Кто-то подошел ко мне и дал следующий совет: «Разве причиной столь хорошего выступления, не было то, что на тебя смотрело так много людей? Если бы ты мог работать в таком же ключе, даже тогда, когда на тебя не смотрят, то стал бы еще сильнее. Это возможно, раз получилось сегодня». Эти слова произвели на меня впечатление, так как были крайне правдивы, если судить по моим тренировкам.

Эссе 39: Цель в кейко – быть способным почувствовать что момент «длится долго»

Даже в ожесточенном обмене ударами, серьезные участники могут воспользоваться краткими возможностями. Людям, наблюдающим со стороны может показаться, что шанс был в течение долей секунд, но участникам он представляется довольно долгим промежутком времени. Поэтому они и способны на это. Говорят, что Каваками Тецухару (известный бейсбольный питчер) сказал в своем лучшем сезоне: «Я мог увидеть даже швы на мяче». Это вопрос того, как много духовной свободы (心の余裕) у человека, а не продолжительности времени. Если кто-то давит на оппонента у него появляется эта свобода, если он сам находится под давлением то её у него нет. В кендо важно не то, бьет ли человек или бьют по нему, а давит ли он на противника или давят на него.

Из части 3: «Когда ты инструктор и делаешь все, что можешь, по крайней мере, не тратишь силы впустую»
Эссе 64: Не давай советов чужим ученикам

Прогресс у детей не всегда постоянен. Иногда они идут направо, но иногда и берут кривую дорогу налево. Чтобы исправить сильное отклонение влево, иногда не достаточно просто постараться выпрямить это, а приходится корректировать, еще сильнее уходя влево. Единственный человек, знающий как ребенку надо заниматься это его непосредственный учитель. Поэтому, при посещении чужого додзё, может возникнуть желание сказать ребенку: «При возможности сделай так». Не говори ребенку, бьющему только мэн: «Ты должен бить до и коте тоже». Может быть, есть причины, по которым ему было велено практиковаться в ударе только мэна.

Из части 4: «В кендо, дети вырастут вдвое или втрое с помощью и пониманием своих родителей»
Эссе 80: Если хочешь заставить ребенка что-то сделать, не спрашивай его мнения.

В последнее время родители часто говорят: «Мы уважаем свободу своих детей». Понимаю это, если речь идет о принятии ребенком нового вызова, но не в том случае, если ребенку что-то надоело и он хочет это бросить. На примере кендо: нет таких детей, которые скажут: «Я буду усердно заниматься кендо для закалки своего характера». Для большинства детей, нормальными будут фразы: «Похоже, это весело, я хочу попробовать» и «Надоело, не хочу этим больше заниматься». Если родители считают необходимым, то нормально заставить ребенка продолжать этим заниматься только по их воле. В любом случае, вся ответственность за обучение ребенка лежит на его родителях.

Эссе 91: Нарушители спокойствия и преуспевающие

При работе с большой группой детей, у вас будут тихие и усердные дети, работать с которыми легко, и нарушители порядка которых нельзя оставить без присмотра даже на минуту. Тех за кем не надо смотреть, просто учить, но они неинтересны как индивидуальности. Поэтому нельзя не согласиться, что в неусидчивых детях есть некое очарование. Они такие из-за способа мышления, не укладывающегося в привычные шаблоны. У них обширное любопытство и проблемы, возникают из-за того, что им скучно делать то чему их учат. Поэтому, если таких детей не бесконечно ругать, а направить их энергию в позитивное русло, они сильно преуспеют.

Источник: 求めれば無限大, 4-88458-199-7

« »

Один отзыв на «Ежедневные чтения для роста и развития в кендо»

Ваш отзыв