Это ни кому не нужно?

Рубрика: Интересное, статьи
0

Сергей Плахоцкий

Арсенал, 2008, №4,  С. 162-167.

Для современной войны необходимо то, что действует по возможности мгновенно и на расстоянии. Такое мнение любого офицера, командующего большими соединениями, или ответственного руководителя ОПК вполне логичено. Но только ли знание и владение современным высокоточным, интеллектуальным вооружением и постулатов военной науки необходимы сегодня офицеру? Когда мы говорим о профессиональной армии, о службе по контракту, не ставим ли мы во главу угла лишь вопросы денежного и иного довольствия, упуская из внимания самое главное — то что профессиональное офицерство — это, в хорошем смысле слова, каста, обособленный «цех» со своими традициями, культом верности Родине, объединенный понятием офицерской чести и передающий эти традиции от отца к сыну. Нет, это не просто высокооплачиваемый менеджмент! Эти люди готовят себя и своих бойцов к главному смыслу их призвания – готовности отдать за свою страну жизнь. В чем, собственно, и состоит принципиальное отличие профессии защитников Родины от всех остальных.

И вот здесь возникают ряд особых моментов, которые необходимы для воспитания профессионального воина в духе подлинных традиций российского офицерства, на которые необходимо обращать особое внимание начиная еще с суворовских и нахимовских училищ, с кадетских корпусов. Два таких момента будут затронуты в предлагаемой Вашему вниманию статье. Во-первых, это воспитание на уровне подсознания, рефлексов даже, умения мгновенно и адекватно реагировать на действия противника в условиях, когда человек находится в зоне гарантированного получения удара (это может быть смертоносное физическое воздействие, лавинообразные угрожающие изменения боевой обстановки для подразделения и т.п.). Во-вторых, это воспитание готовности отстаивать свою честь в единоборстве с противником, возможно со смертельным исходом, в соответствии с определенными принципами и этикой поведения, что крайне важно как для овладения контролем над своими эмоциями в угрожающей ситуации, так и для воспитания самое офицерской чести.

И в русской, и в советской армии при воспитании офицеров этим моментам конечно уделялось серьезное внимание. В дореволюционной армии особенно. Вспомните: «время и место, а также оружие выбирает оскорбленная сторона, … прекрасно! Шпаги! Моими секундантами будут…, до встречи, Честь имею, господа!» А ведь уже были пушки, пулеметы, дредноуты… Был иприт, но в царских вузах преподавали будущим офицерам фехтование. В Германии тоже. Вспомните гения спецопераций Скорцени у которого все лицо было в шрамах от ударов шпагой. В Третьем рейхе был возрожден культ рыцарства через фехтование. В императорской Японии возрожден дух самураев через кендо. И куда меньшими силами немцы гнали нас до Москвы, а японцы американцев до Гаваев. И, как мне представляется, дело было не только в техническом превосходстве агрессора и его лучшей тактической подготовке. Офицеры у германцев и японцев были способны мгновенно принимать верные решения в критической обстановке. Конечно, этот фактор работал четче всего в период блицкрига…

Ну и чем все закончилось, спросите Вы! Кто кого «сделал» в итоге? Да мы их всех разбили вместе со шпагами — катанами, рыцарским духом, и со шлемами в виде ведер на головах в придачу! И где теперь эти грозные лица со шрамами, где самураи? Эти вообще остались только в фильмах! Где блестящие офицерские полки Белой армии, растоптанные полчищем идейных голодранцев? И никакой этикет и рыцарский дух им не помог избежать поражения, армии мобилизованных призывников оснащенные превосходящей техникой победят любых профессионалов, если их сторона не может сделать больше самолетов и танков! Только вот есть одно «но». Это верно для того времени. Для глобальных общенациональных конфликтов, когда, с одной стороны сначала выбиваются наиболее профессиональные кадры офицеров и их уже некем заменить, а с другой стороны из брошенных в топку тысяч и миллионов недоучек выживают наиболее боеспособные будущие командиры, которые и доводят дело до конца. Сегодня тотальная война «фронт на фронт» великих государств вряд ли возможна. Все будут решать относительно небольшие сверхпрофессиональные вооруженные силы. А вот для них то и необходим тот особый генетический тип мужчины – офицер, о воспитании которого мы говорим.

Конечно, призывать к дуэльному способу выяснения отношений в офицерской среде сегодня – нонсенс, даже чисто с экономической точки зрения (вспомните, сколько стоит подготовить профессионального офицера), однако из традиций даже вековой давности можно и нужно отбирать все лучшее, нетеряющее своего значения никогда. Даже из опыта и традиций народов, с которыми мы не чувствуем особой душевной близости. «Помни прошлое, оно учитель будущего» говорят на Востоке… Вот об опыте, пришедшем с Востока мы и поговорим.

После разгрома во Второй мировой войне императорская Япония, как тогда казалось, превратилась совсем в другую страну. Сначала годы депрессии, Конституция «поражения», запрещавшая японцам иметь армию и декларирующая отказ от ведения войны на вечные времена. Запрет на ковку мечей, как символа японского воинского сословия – самураев. Но все в мире возвращается на круги своя. Сегодня, опираясь на колоссальный научно-технический прогресс, эта страна вновь осознает себя полноправной великой державой, с чисто восточным утонченным цинизмом воссоздав свою армию под «соусом» сил национальной самообороны. Если сегодня японцы новые авианосцы именуют «эсминцами», то возможно, со временем они представят миру и атомную бомбу под названием «очень мощный, не вполне экологичный, но исключительно оборонительный фугас»… Ничего удивительного в этом не будет, но для нашей темы важнее то, что уже более десятилетия в Стране восходящего солнца вновь официально куют смертоносные катаны, а кендо (фехтование с использованием «синая» — бамбукового аналога самурайского меча), наряду с дзюдо является одним из двух официальных видов боевых искуств, культивирующихся во всех вузах силовых ведомств страны и преподающихся в подавляющем большинстве (!) средних общеобразовательных школ. Кстати, ведь мы с Японией до сих пор в состоянии войны…

В отличие от дзюдо, для занятий которым кроме пояса и кимоно ничего больше не нужно, кендо требует специального снаряжения бойца: это и синай — собранная из четырех частей бамбуковая имитация катаны, и специальный доспех: нагрудник с кимоно, шлем и наручи. В отличие от дзюдо кендо не является олимпийским видом спорта, что безусловно не идет на пользу его популяризации, но сами японцы сильно не переживают по этому поводу. Более того, они очень возмущаются его культивированием в соседней Корее… Причина этого в том, что, как мне представляется, потомки самураев очень хорошо представляют истинную ценность кендо для воспитания и развития человека – воина, причем вовсе не обязательно вступающего в бой с самурайским мечем в руках. Именно о кендо, и о его потенциально огромном значении для воспитания и формирования военного – профессионала у нас, в России, мне и хочется Вам рассказать.

Вы спросите, – А зачем? Зачем нам эти средневековые фехтовальные игрища ряженых из страны непонятой нами и враждебной к нам? Ведь в трех войнах прошлого века Япония или была нашим врагом, или союз с ней (Первая мировая) заканчивался для нас очень печально – годы интервенции на Дальнем востоке и пропажа всего золотого запаса Российской империи?

С этой логикой нет смысла спорить. Все это так. Но ведь речь пойдет не о том, что необходимо рассматривать кендо как чисто японский вид боевого единоборства, со свойственной только ему эстетикой, атрибутикой и философией, в которую необходимо окунуться, погрузиться, захлебнуться, и только внутренне став самураем, постичь все истины в последнем измерении… Бред! Кендо интересно и необходимо нам исключительно с чисто прикладной точки зрения, для развития способности выживать (т.е. побеждать) в смертельной схватке, применяя верный ход и опережая врага на доли секунды, как искусство, родившееся в стране, которая заплатила в «искусственном отборе» громадной горой трупов за овладение умением биться на катанах. Вспомните, как в русских былинах, европейском эпосе, восточных сказках раненые в бою воители излечиваются разными волшебными и не очень снадобьями, и идут дальше вершить свои подвиги. В японском фольклере этого нет. Удар катаны смертелен! Это не шпага и даже не скандинавский (русский) меч или палаш. Это длинная, двуручная, острая как бритва сабля. Исход реальной схватки с таким оружием – практически неизбежная гибель одного из её участников.

Бесспорно и то, что в силу своей «двуручности» и смертоносности, фехтование таким оружием с точки зрения многообразия и изощренности техники примитивнее чем работа с той же шпагой. Если взять чисто спортивную составляющую и провести соревнования быстро выяснится, что владеющий спортивной шпагой или рапирой победит владеющего синаем! Его оружие легче и движения, диктуемые оружием более подвижны, (кстати, существует мнение, что виртуозное владение шпагой послужило толчком к появлению огнестрельного оружия).

Сегодня никто, конечно, не будет мотаться с японским мечом предположим, в песках средней Азии, в горах кавказской республики или в джунглях латинской Америки. Тем более, что убийство человека в современном мире уже сведено до уровня короткого движения указательного пальца. Не надо вызывать на дуэль, напрягаться, изворачиваться, подкрадываться и другим способом терять время. Нажал на курок, и человека нет. Страшно… Любой дегенерат может ликвидировать полноценного человека и остаться жить. Вспомните последние события в Финляндии, в Америке, когда школьники начинают стрелять в одноклассников, убивать учителей, ведь это так легко — нажал курок и человека нет! Но ведь должен же быть сдерживающий фактор! В основе своей это вера в добро и Бога и в Честь от слова честность. По отношению к кому? К себе в первую очередь, вернее к своей совести, которая всегда права. Ведь если прислушаться, то внутренний голос (наша совесть), всегда говорит правду и только правду. А услышать ее, принять к действию и жить, будучи направляемым совестью, наверное, это и есть то, что называется жить по честному, по чести. Нет, не тот конгломерат прочитанных обрывков из классики. А то, что заставляет относиться к поставленной задаче как хирург готовится к операции, где во главу угла ставится принцип «не навреди» с постоянным вопросом к себе: а все ли ты предусмотрел, не пострадают ли мирные люди (если разрабатывается контртерроистическая операция) или этот конкретный человек (если вырабатывается способ лечения) и т.д. Ведь на войне при планировании операции доминантой должно быть уничтожение только взявших оружие, а не мирных жителей!

Если говорить о военных – профессионалах, то, наверное, воспитание этих душевных качеств, а это постепенный процесс узнавания правды о себе, обретается и через обучение владению холодным оружием. Почему именно холодным оружием? Наверное, потому, что перед боем есть определенный ритуал. Что бой ведется на расстоянии длинны клинка, когда видны глаза человека, а значит его душа. И, побеждающему, если это реальная, а не спортивная схватка, хочет он или нет, приходится жить с правдой о содеянном. И когда схлынет приступ безумия типа «попранное самолюбие» и прочие сиюминутные временные чувства, остается два пути или свернутая психика (военный синдром) от удивления простоты убийства (как правило у людей с низким интеллектом) и утверждение в собственной силе и ловкости, а далее по наклонной к новым преступлениям (вызовы на дуэли по любому поводу и драчливость) или глубокое потрясение от собственного преступления перед Богом (не ты давал жизнь и не тебе ее отнимать), осознание физической цены понятий честь и присяга! При проведении боя на холодном оружии не сможешь не увидеть вблизи агонию умирающего человека, его глаза и последние слова, которые будут преследовать тебя потом всю жизнь. А когда стреляешь из автомата, противник находится далеко, и агонии его ты не видишь. Появляется некая ложная уверенность в собственной силе и возможностях решать жить другому или нет без риска для собственной шкуры…

Военный (офицер) – это человек, как ни кто другой подверженый унижениям, а в армии где нет воспитанной чести это является ослабляющим фактором. Если посмотреть на наше прошлое, каким захватывающим видением из детства помнятся кадры из фильма «Александр Невский»! А он был снят в тот момент когда стало ясно: русский народ не хочет больше умирать ни за Клару Цеткин ни за Карла Маркса (как сказал Илья Глазунов), и когда приперло, вспомнили и об Александре Невском, и об Ушакове, и о Суворове. И вернули погоны и возродили Суворовские и Нахимовские училища! Заговорили об офицерской чести! Выдали офицерам кортики как символ этой чести.

А потом, после смерти «отца всех народов», как то быстро кортики забрали и стали выдавать только на парады. Потом и это закончилось, только флот устоял… И как это все было понимать? Как понимать, что личное оружие, которое выдается офицеру в любой нормальной армии, благополучно было убрано из армии советской? А ведь наш офицер до сих пор безоружный, ему нельзя иметь оружие вне службы в отличие от американского или немецкого офицера! И во времена развитого социализма офицеры жили и служили по понятиям, которые воспитывались и крепли в военных училищах во время марш бросков, рытья окопов и, наконец, в войнах. Но, может быть ничего отрицательного в этом нет? Россия всегда жила по понятиям…

В наших военных училищах сегодня читают лекции по этикету, прививающие правила хорошего тона. Но на этих лекциях все спят, потому что подняли в 4 утра по тревоге и имитировали оборону преходящую в наступление из выжидательного района и т.д. К сожалению, нет на это времени — на изучение таких, казалось бы, ничего не значащих для подготовки офицера предметов. Вернее сказать, в силу необходимости изучения дисциплин более нужных для будущего применения в войне ни кто не обращает внимания на эстетику, которая преподается в ВВузах… Программа подготовки офицера сочетает в себе и физподготовку и математику и тактику и изучение материальной части, причем все это делается на практике за 4 года обучения: ты должен побыть в роли солдата, командира отделения, взвода, роты, зампотеха. Провести переборку двигателя в полевых условиях и зимой обслужить БМП или Т-90 под открытым небом, провести загрузку боеприпасов, т.е. все, что делают простые солдаты и сержанты — все это проделывает будущий офицер на практике и, как правило, в экстремальных условиях. Программа обучения офицера очень насыщена предметами, которые необходимы для выживания лично его, а так же подразделения которым он командует. Не надо забывать, что будущий офицер, когда принимает решение поступить в военное училище, понимает, что в любой момент может поступить приказ и он должен будет пожертвовать жизнью, а это постоянный «хронический» стресс. И все лекции по эстетике воспринимаются мягко говоря несерьезно. В ходе учебы в училище (имеется в виду общевойсковые, десантные и др. командные училища) офицер постоянно физически развивается. Это в основном кроссы в течение 4-5 лет каждый день от 3 до 15 км. И турник. Вот основные два элемента которые являются неотьемлемой частью физвоспитания. Это самый надежный и проверенный способ тренировки. Результат: выносливость и сила. Это безусловно необходимо. Но это еще далеко не все, что нужно. Нужен навык побеждать в жестком боевом единоборстве.

Все таки, почему я говорю о фехтовании, и почему именно о кендо ли кумдо (аналог японского кендо, только корейский вариант). Сейчас ведь введен рукопашный бой, в котором есть элементы Дзюдо, боевого самбо и т.п., что необходимо, потому что может статься так, что придется драться голыми руками. Человек, посвятивший некоторое время боксу, быстро обретает навыки и в рукопашном бою. Он привык находиться в зоне гарантированного получения поражения. Казалось бы, пропустить всех будущих офицеров через ринг, в течение 4-5 лет выпустить их мастерами спорта — и не надо ни каких других дисциплин, зачем время тратить. Но! В боксе есть травмирующий нокаут и это превращает его в одноходовую систему. Поэтому люди делятся на веса. А представьте, если в жизненной ситуации встретится, например, лейтенант Валуев с каким нибудь лейтенантом из 4-го или 5-го взвода, где одни «коротышки»… Бокс — система одноходовая: психика работает в одну ступень, т.е. «упереться рогом» и долбить, долбить пока не попадешь или не поймаешь на нокаут. А фехтование — многоходовая система напоминающая шахматы. В фехтовании нет деления на вес и рост, на скорость и быстроту реакции человека. В фехтовальном поединке идет интеллектуальный процесс выбора способа достижения победы. Таких приемов может быть много — имитатор оружия может быть любой длины. Способ нахождения в пространстве диктуется человеку его физическими данными и весом, а так же длинной его оружия. В этом фехтование имеет преимущества перед одноходовыми видами единоборств. Травматический отбор практически полностью исключен. Вследствии того, что в кендо имеется защита, доспех, сняты болевые ощущения, тормозящие прцесс мышления, кендо «выбивает» страх! Человек становится в состоянии думать не о последствиях боя (о боли и возможной смерти) а о том, какие выбрать действия, чтобы победить, а по сути, избежать смерти. Мышление человека в бою и при атаке занято мыслью, что делать, какой выбрать способ поведения в этот конкренный момент. Это приводит к снижению напряженности и уровня естественного страха. Отходя от переживаний и опасений человек быстрее переключается на свои действия, и это важнейшее преимущество кендо перед боксом, дзюдо, карате и всеми прочими травмирующими видами боевых единоборств.

Владеющий искусством самообороны меняет свой личностный статус. И предъявляет более высокие требования к себе и своему поведению. Т.к. он начинает понимать, какой силой он владеет. Кстати, Петр Великий ввел фехтование именно для того чтобы поднять личностный статус офицера. Но европейское фехтование одноручным оружием немного напоминает… танец. Оно физически легче работы с двуручником. Есть множество приемов, имеется возможность лишь нанести травму оппоненту и оставить его жить. Такое поведение характерно для офицера той эпохи, которому некогда тратить время для поединка в реальном бою: его задача на поле боя руководить подразделением и все схватки с встретившимся противником сводятся к нанесению травмы: лишь бы отстал… Фехтование одноручным оружием всё-таки носит какой-то оттенок легкости, сродни жонглированию и допускающее компромиссы. В отличие от кендо. Кэндо это тяжелая пехотная рубка, не допускающая никаких компромиссов. Все «зачетные» удары в кендо убийственные. Только один удар КОТЭ или по корейски Сынмок (это удар отрубающий правую руку) травмирующий. Но дальнейшая судьба воина без руки в реальном бою тоже понятна…

Почему же все-таки кендо, а не скажем карате или ушу, или европейский бокс, наконец? Кендо сродни боксу, потому что все удары идут в полную силу. Сродни карате в том, что они имеют общие конфликтные истоки как щит и меч – кендо базируется на искусстве работы катаной, а карате рождено как средство противодействия безоружного человека самураю с мечом. Кендо сродни и ушу с его «внутренним» этикетом. Не говоря уже о поведении в зале, где очень много правил, например при встрече в результате перемещения по залу с коллегой необходимо поклониться. Кендоист должен стоять перед противником прямо т.е. не как в европейском фехтовании боком а прямо перед противником и смотреть ему в глаза нанося удар он должен сказать куда он бъет, то есть выкрикнуть место удара. Далее необходимо сделав удар принять стойку которую принимал перед атакой и, если поразил противника, поклониться. При входе в зал обязан поклониться духам воинов, которые незримо присутствуют в зале, помогая занимающимся духовно, и которые погибли и внесли свою лепту в понимание основ боя. Своей смертью они обогатили опыт, оставшихся в живых. Потом учителю, потом коллегам. Это помогает обрести душевное равновесие перед предстоящей схваткой.

Победить можно лишь только тогда, когда ты изначально не жаждешь победы, а хочешь выжить. Но это не пассивность, а смирение в бою. Несмотря на доспехи необходимо принять на веру, что сейчас ты будешь убит. Вести поединок необходимо спокойно. После поединка противники должны поклониться и в раздевалке поблагодарить за тренировку друг друга. Такое поведение в кендо постепенно подводит практикующего к пониманию основ этикета и поведению человека, обретающего понятие честности в поступках. А весь этикет, по сути, сводится к искусству молчания и сдержанности в эмоциях, отсутствие грубых слов… Нет не от трусости, а от того, что бы не быть вызванным на дуэль и не стать убийцей! К отсутствию лишних движений, чтобы не поняли твою энергетику движений и не просчитали твою скорость перемещения в ходе предстоящего боя. В отличие от фехтования на шпагах, где можно нанести убийственный удар только одной рукой, в кэндо необходимо вложиться в удар всем свои естеством (продемонстрировав физические, эмоциональные и духовные возможности).

Наказание в кендо только одно — исключение из числа занимающихся на определенный срок, чтобы думал над тем, что сделал… И вот самое интересное (это мое личное наблюдение), если ты пренебрегаешь этикетом и ведешь себя невежливо, то почему-то нет прогресса в тренировках. Почему? Да потому, что кэндо это не боевое искусство «в чистом виде», а мощная тренировка психики, направленная на то, чтобы человек привык успешно находится в зонах гарантированного поражения. В кендо все делают один и тот же удар удар двумя руками сверху вниз. Этот удар очень сложно будет сделать, если тренировать только быстроту, а не выдержку. Потому, что противник проявляет в последний момент свою волю без компромиссов. И задача в том, чтобы сначала почувствовать паузу, а потом, предугадав его нападение и направление удара ликвидировать место зарождения атаки. Т.е. своей выдержкой, а не агрессией довести всю ситуацию до момента истины. И не от ума, а именно от естества. Наверное, это то состояние когда скрипач или пианист не знает как ходят его пальцы во время игры: он слышит только музыку и следует за вдохновением. Как машинистка печатает вслепую, видя только текст, а руки сами нажимают клавиши автоматически. Это воспитывает то чувство когда «…я почему-то наклонился поправить шнурок на кроссовке, а в то место где до этого находилась моя голова, попала пуля снайпера». До сих пор ни кто не может объяснить как собака или кошка чувствуют через дверь и весь двор возвращающегося хозяина. Вот кендо и тренирует, нет, не тренирует, а помогает овладеть нашими инстинктами, направленными на выживание, но на каком-то более высоком, недоступном научному пониманию уровне.

Если понаблюдать со стороны за внешними признаками яростного боя в кендо, то ничего сразу понятно не будет. Стоят два человека орут друг на друга потом короткий яростный обмен ударами двуручными имитаторами мечей. И вдруг судья поднимает руку, показывая кто победил. И как это он что-то углядел? Учебное оружие легче боевого и распознать кто кого ранил первым трудно. Поэтому придумали в классическом фехтовании выход с помощью техники. Вы заметили, что в фехтовании на шпагах и рапирах есть имитатор укола на конце шпаги. Бой идет очень быстро и человеческий глаз не в состоянии зафиксировать укол и поэтому на конце оружия имеется контакт, который включает фонарь и звуковой сигнал…

В кендо этого нет. Судьи смотрят на то, как ты нанес удар, а это рубящие удары. Если при ударе ты не вложился в удар всем телом, т.е. нанес удар только руками и при этом не было одновременно с ударом имитатора меча по цели шага правой ноги — удар не защитывается. Ты противника не убил, а порезал… Если ты при этом не выкрикнул место предполагаемого удара, ты нарушил правила приличия при проведении поединка и твоя квалификация как воина оставляет желать лучшего, т.к. ты бьешь наугад и не знаешь куда попадешь. Если ты попал по разрешенному месту тела противника не концом, а серединой имитатора меча, то удар опять не защитывают! Это говорит о том, что ты не овладел еще своим мечом, потому что быстрее всего летит конец имитатора меча, а ты меч не чувствуешь и пытаешься подойти к противнику поближе, чтобы попасть по его телу понадежней, вследствие чего опять не убиваешь его, а только ранишь. Если при ударе в голову или в руку не было характерного звонкого «хлопка», то удар был слабым — ты не «развалил» голову противнику, не отрубил руку, не вспорол живот… Если ты попал не в определенное место головы противника, считается, что ты попал не по швам, соединяющим кости черепа, а по самим костям и не достал до мозга. Может выжить… Если после удара ты остался на месте, то считается что ты подвергся нападению другого противника со стороны спины, поэтому кендо, кроме всего прочего, учит драться в редкой толпе против нескольких противников (а в реальном бою, да и просто в жизни вариант весьма возможный). А поскольку меч двуручный и на первый взгляд неуклюжий, необходимо с таким оружием быстро двигаться на поле боя и постоянно поворачиваться в противоположную сторону от той, куда ты только что нанес удар. И еще удар должен быть нанесен красиво! То есть именно в тот момент, когда противник только что подумал и принял решение на атаку…

Это ответ на не прозвучавший еще вопрос о том, что не есть ли все это просто историческое фехтование? Железный меч — катану не дают, а весь период тренировок обучаются драться имитатором меча – синаем («каль» по корейски). Но это потому, что имитатор меча легче и скорости выше, и, если ты научился распознавать начало атаки на высоких скоростях, то при более тяжелом оружии все твои действия будут тоже быстрее. И на высоких скоростях, с приходом опыта, как ни странно происходит переброс внимания не на конкретную опасность, а это мелкие детали в поведении противника например быстрое и угрожающее перемещение имитатора меча, приближение противника в опасные зоны и т.п., а на всего противника — на его естество, на его суть. Кстати автору иногда приходится применять «кошачий взгляд» на противника особенно при поединках с опытными бойцами. Это когда не смотришь на противника, (а в кендо необходимо смотреть в глаза противнику), а смотришь в сторону и видишь его боковым взглядом. Это еще интересней…

После того как пройден этот курс обучения пониманию сути нападения, и когда появилась освоенность в зоне действия высоких скоростей оружия противника, можно, при необходимости или желании брать и тренировать любой вид боевых искусств. И будет гарантирован успех потому, что Вы научились выживать в зоне гарантированного получения удара. И вы научились ждать ту последнюю долю секунды, когда он начнет атаковать, и только в этот момент атакуете в место зарождения атаки. И это не легенда, когда самурай в одном из фильмов не видя противника (тот притаился у входа в дом с другой стороны стены), почувствовал замахнувшегося и не стал входить. Это достигается в результате тренировок кендо. Вообще-то в классическом варианте срок обучения кендо до 10 лет, но если убрать много восточной мишуры, можно подготовить хороших бойцов за 2-5 года. Нет, не бойцов даже, а людей получивших опыт поединков в системе жестких единоборств, напоминающих бокс. Тем более, что несмотря на совершенствование способов убийства людей, сроки длительности конфликтов увеличиваются.

Посмотрите: в 1812 году мы изгнали Наполеона из России за 1 год кремневыми ружьями, пешком и на конной тяге. А воюя на танках самолетах и прочей технике бились с немцами 4 года. При наличии атомного оружия война в Афганистане длилась 10 лет и длится до сих пор. И все это время солдатам и офицерам приходится находиться в зоне гарантированного поражения, в зоне мощнейшего стресса. Кендо как раз и приучает находиться в зонах гарантированного получения поражения. Но не пассивно, а активно пытаясь постоянно найти выход из создавшейся конфликтной ситуации и не думать о смерти, а отвлечься от нее, найти более продуктивную замену мысли о потере жизни. И что самое интересное, в результате занятий кендо начинаешь лучше понимать основы поведения человека в обществе. В ходе боя надо вести себя так, как будто перед тобой не сметоносный противник, а ты принимаешь у себя высокопоставленного дорогого гостя. Предугадывая все его желания. Это ли не начала понимания этикета? Понимания своих возможностей, а затем своей значимости в этом мире. А как кендо будет воспринято нашими мальчишками из кадетских корпусов и суворовских училищ, мне понятно. Вспомните, ведь и Вы когда-то были очень молоды и тесали из штакетины меч для битвы за правое дело! Вспомнили? А теперь подумайте, почему память сохраняет такие моменты?

« »

Ваш отзыв